fbpx

Тут нельзя просто прийти и получить сертификат «для красоты». Личный опыт Надежды Таяховой

238 просмотров

0 комментариев Прочесть позже
0 комментариев

От редакции: скоро 1 сентября, новый активный учебный сезон. Мы познакомим вас с людьми, которые делают обучение в MAED`е глубоким, а процесс комфортным. 

Надежда Таяхова маркетолог, частный специалист, выпускница MAED`а. Проверяет домашние задания, готовит студентов к защите диплома и принимает участие в работе комиссий на открытых защитах. 

Летом 2017 года я пришла учиться в MAED на курс «Интернет-маркетинг для B2B и сложных рынков» с практической целью. Ко мне обратился старый заказчик, владелец фабрики лестниц, пожаловался на нестабильные продажи. Стали разбираться, оказалось, что продвижение в интернете ведется не системно, используется только один канал  — контекстная реклама. Я рассказала, что есть крутые ребята-практики, обучают, как выстраивать диджитал-стратегии и предложила разработать стратегию для него в процессе обучения на курсе. Он согласился, я пришла в MAED, закончила курс.

И потом мою дипломную работу Андрей Гавриков попросил в качестве образца — студенты до сих пор по ней пишут свои стратегии, я это вижу.  После этого я также прошла курсы «Разработка сайтов» и «Директор по digital-маркетингу». А еще меня взяли в Комплето на позицию интернет-маркетолога. Не последнюю роль в этом сыграли отзывы моих преподавателей.

С 2019 года я консультант в MAED, проверяю домашние задания, провожу консультации по стратегиям: как писать, как сдавать экзамены. Веду студентов на наших флагманских курсах «Интернет-маркетинг для B2B и сложных рынков», «Директор по digital-маркетингу» и некоторых других. Также я куратор в тренинг-центре «Маркетинг с азов» Марии Губиной.

Кроме сотрудничества с учебными центрами я проектирую и разрабатываю сайты для микро и малого бизнеса. Консультирую предпринимателей по вопросам интернет-маркетинга, например, как написать грамотное ТЗ на сайт, как запустить сайт с небольшим бюджетом. И помогаю развивать проекты, сейчас у меня несколько сайтов на поддержке. Иными словами, выступаю как частный маркетолог, мне комфортно работать в таком формате. 

Еще на проектах Комплето, как приглашенный специалист, помогаю коллегам с исследованием конкурентов, анализом маркетинговых активностей компаний и разработкой стратегий для них.

Зачем консультировать студентов в образовательном проекте по digital-маркетингу?

Во-первых, моему внутреннему архетипическому «мудрецу» нравится делиться с людьми знаниями, которые у меня есть. Плюс меня трогает отклик, который идет от студентов.

Изначально, когда мы проверяли домашние задания, у нас распределение было по модулям и консультантам: кто в чем силен, те то и проверяли. Но потом постепенно пришли к тому, что лучше вести студента «от и до». От первого домашнего задания и до конца. И это оказалось правильным решением, потому что ты этого студента уже знаешь, помнишь его проект, вникаешь в его стратегию и дипломную работу.  И быстро улавливаешь расхождения в домашних работах, если они возникают. Вовлечение получается глубже.

Мне нравится, когда студенты узнают новое, впитывают в себя знания, начинают самостоятельно что-то делать и добиваются нужного эффекта. Наши курсы длятся по три месяца, а некоторые ученики еще задерживаются. И они успевают в процессе учебы какие-то идеи внедрить, протестировать, получить результат. И когда приходят на защиту, у них есть практические вещи, которые уже успели проверить. Это здорово.

Во-вторых, я сама учусь у студентов.  Потому что действительно есть сильные ребята, которые приходят из крутых компаний. Я так понимаю, они приходят за систематизацией знаний или хотят получить диплом.  Думающие, увлеченные студенты умудряются даже из основ, из базы получить очень творческие вещи. И креативно их использовать. 

 

В третьих, консультирование — это серьезная прокачка коммуникативных навыков.

В большинстве своем, наши ученики настроены серьезно, по-деловому, но бывают и непростые ситуации. Мотивы, которые приводят взрослых людей на учебу,  могут различаться. И в личном общении, и когда читаешь отзывы выпускников, понимаешь, что один и тот же подход вызывает противоречивое отношение. Процитирую студента: «Тут нельзя просто прийти и получить сертификат «для красоты». Помню, по некоторым предметам я пересдавал домашнюю работу по 2 и более раз, а к последнему экзамену вообще готовился около месяца, попутно исправляя замечания преподавателей». А кому-то, наоборот, это категорически не нравится: «Я заплатил деньги за этот курс, а с меня еще какие-то домашки требуют».

Критерии оценки домашних заданий

Чтобы помочь студентам приступить быстрее, наши методисты работают над четкостью формулировок каждого ДЗ, чтобы сразу была понятна задача. Поэтому даже если это задание в одно предложение, из него видно, что нужно сделать.

По сути критерий — формулировка самого задания: студент должен выполнить всё, что требуется, ничего не пропуская.

Поскольку на курсах много модулей исследовательских, важно не забывать завершать работу итоговыми выводами. Скажем, после анализа конкурентов логично  расписать что понравилось / не понравилось, что зайдет для твоего проекта. Если анализ сделан без выводов, я не могу его принять, потому что это основа основ. Исследования же проводятся не просто так, а какие-то результаты в итоге мы должны получить.

 

Если в задании студент сделал основную часть, но ошибся в мелочах, я ответ принимаю, но пишу рекомендации о том, что надо дотянуть. А если выполнение формальное, принять его сложно. Иногда студенты спорят, жалуются — это непродуктивно, только отнимает время. На самом деле мы не против друг друга со студентами, я на их стороне. Зачем поверхностно изучать курс? Глубокая проработка ДЗ поможет и дипломную  работу сделать и внедрить новые знания в текущей ситуации на своих проектах.  

Критерий хорошо сделанного домашнего задания в MAED`е такой: студент понял основное и отработал практический навык.

Процесс проверки и консультации

Я стараюсь наводящими вопросами поворачивать мысли студента в нужное русло, а не предлагать готовое решение. Даже во время проверки домашних заданий я редко настаиваю: «Делайте так, не делайте так». Например, в модуле по емейл-маркетингу человек описывает будущие рассылки, и я вижу, что он не учел транзакционные и серийные письма. И возникает вопрос: «А не планируете ли вы запустить эти рассылки?». И чаще всего оказывается, что да, для его бизнеса это подходит, но почему-то студент это упустил.

Что касается консультаций. Ко мне приходят уже с черновиком  стратегии, просят обратную связь — по степени готовности работы, насколько подходит для сдачи. Тут у нас тоже, на самом деле, не так всё сложно. Есть рекомендованная структура стратегии, и эта рекомендованная структура — как раз та логика, по которой строится работа. От определения точки А, где компания находится, до точки Б, куда компания хочет прийти, через выявление проблем к предложению наилучших путей по их решению. Но иногда бывает, что студент с этой логической цепочке сбивается, и ты его на консультации туда возвращаешь.

И смотришь на моменты, на которые, как я точно знаю, наши экзаменаторы обращают внимание. Какие-то фундаментальные вещи: знание целевой аудитории, их проблем, болей, тот же самый путь клиента. 

Бывают еще консультации, когда люди приходят с какими-то конкретными вопросами — просто тогда отвечаешь на вопросы. Допустим, бывают вопросы по SEO у студентов, которые только-только начинают вникать. С точечными вопросами также помогают разобраться другие наши консультанты.

Рабочая тетрадь на курсе «Директор по digital-маркетингу»

Другой подход / «Кради как художник»

Два года назад MAED проводил живой марафон по анализу конкурентов. Андрей Гавриков разбил материал на три дня, марафон включал проверку домашних заданий. Участники за три дня получали на руки готовый алгоритм конкурентного анализа со всеми раскладами и выводами. Фишка была в том, что эти живые вебинары, проводит гуру Андрей Гавриков, плюс задания очень быстро проверяются консультантами. И после этого марафона к нам пришел предприниматель из ювелирного бизнеса, который увидел качество преподавания в MAED`е и предложил свой проект как учебный для групповой работы.

На потоке курса «Директор по digital-маркетингу» для работы с этим проектом собрали группу из 4 человек, которую я курировала. Очень сильные студенты. Во время учебы они активно работали, созванивались каждую неделю, обсуждали домашние задания, в том числе с владельцем бизнеса, задавали мне много вопросов.

В группе был студент, который тоже строил стратегию, опираясь на образец. Но он его по-своему переделал. Например, объединил финмодель и медиаплан. И у него получилась очень интересная таблица, с учетом не только бюджета на контекстную рекламу, но и затрат на SEO и разработку контента. 

Также во время общения с заказчиком студенты четко увидели, что у него глубочайшие познания в своей сфере, большое желание ими делиться и мощная харизма. Для него как раз личный бренд зашел, и в разрабатываемой стратегии было уделено серьезное внимание как владельцу бизнеса стоит выходить в соцсети, как общаться в соцсетях с клиентами, держать баланс между личным и коммерческим. 

Это и есть яркий, творческий подход к готовым решениям. 

Что бы я хотела усилить в подходе MAED

Сейчас у нас все курсы идут в записи и, на мой взгляд, не хватает живого общения. При таком формате очень полезны живые мастермайнды внутри курса. Когда идет созвон, на котором специалисты-практики отвечают на вопросы студентов. 

Можно было бы добавить еще промежуточные онлайн — защиты некоторых частей стратегии.

У нас есть исследовательский блок, он достаточно объемный. Например, когда исследуются конкуренты, когда собирается спрос, когда запускаются тестовые рекламные кампании. Это можно было бы показать в виде защиты кейса. Чтобы студент, например, рассказал как он собирал спрос в поисковых системах, определял долю, которую занимает его компания, каким образом этот процесс у него проходил. Это было бы полезно для менее  подготовленных студентов, с небольшим маркетинговым опытом.

Возможно, эффективно было бы попробовать формат работы с бадди — такое товарищеское партнерство студентов, у каждого из которых прокачаны разные скилы. Взаимная поддержка, взаимообучение и взаимопроверка  — еще один способ углубить полученные знания и навыки.

Что бы я пожелала будущим студентам MAED

Одна из моих любимых поговорок: «Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить ее пить». Так вот, ни один учебный центр, ни один преподаватель не сможет взрослого человека заставить учиться силой.  

Поэтому я пожелаю нашим студентам осознанно подходить к решению об учебе, понимать, что в первую очередь, это их выбор и ответственность, что для получения нужного результата придется стараться. Здраво оценивать свои силы, время, рабочую нагрузку.

Приходить с реальными проектами. Чтобы не просто изучать теорию, но и сразу отрабатывать новые знания на практике.

И не бояться расширять свои горизонты, не ограничиваться информацией, поданной на блюдечке: шаблонами, чек-листами, образцами, а самостоятельно и творчески перерабатывать ее и получать решения, подходящие именно для их бизнеса.

выбирайте программу для обучения