По разным оценкам, с конца февраля 2022 года из России уехали от пары десятков до нескольких сотен тысяч человек. Кто-то решил переждать пик конфликта в другой стране, и планирует вернуться, когда все закончится. Но многие многие приняли решение релоцироваться насовсем.
Основная проблема для тех, кто пошел на такой серьёзный шаг – поиск работы. Поговорим о маркетологах, ключевой скилл которых — строительство эффективных коммуникаций. Проблема в том, что без хорошего знания языка и местной культуры, сделать это сложно, но все же возможно. И мой пример тому доказательство.
Сейчас я живу на Бали и продвигаю Британский стартап. В разное время работал маркетологом в Турции, Вьетнаме, Австралии и Бразилии. В общем, мне есть чем поделиться, и, думаю, мой опыт будет полезен не только тем, кто работает в маркетинге.
Подписывайтесь на мой подкаст и телеграм-канал — там я делюсь полезной информацией о международном маркетинге и поиске работы заграницей маркетологам.
Стоит ли маркетологу переезжать?
В 2022 году большое количество международных digital-компаний ушло с российского рынка. Кто-то вернется, возможно под другим именем, а может и под своим, но после окончания боевых действий и снижения давления мировой общественности.
Некоторые компании, в частности речь про сервисы Meta, признаны экстремистскими организациями и тут уже совсем непонятно, что с ними будет дальше. Тик-Ток остановил работу из-за закона о фейках. Youtube отключил монетизацию и в настоящий момент будущее сервиса туманно.
Таким образом, таргетологам в России ничего не осталось, кроме как перейти на ВК, Одноклассники и Яндекс Дзен. О перспективах этих площадок сказано немало, но, стоит признать, российский маркетинг очень сильно пострадал от санкций и многие компании сокращают вложения в продвижение.
Внезапные перемены многих заставили задуматься о переезде. Следует еще раз отметить, что эмиграция — это серьезный шаг и большой стресс. Решение о переезде стоит принимать трезво оценив свои шансы и ресурсы и все тщательно продумав.
Получите международный диплом маркетолога NIMA
Планируете переезд из России и хотите стать востребованным специалистом за рубежом? Подготовьтесь и сдайте экзамен в нидерландском институте маркетинга NIMA (член European Marketing Confederation).
Поможем подобрать нужную программу, сориентируем по срокам сдачи эказмена, ответим на вопросы.
Хочу немного рассказать про процесс эмиграции и надеюсь, что это поможет вам определиться со своим решением и подготовиться к переезду.
Опыт жизни в другой стране можно представить в виде Customer Journey Map (в виде U-кривой), маркетологи поймут, о чем я говорю. Для остальных я приведу другой пример, эмиграция — как романтические отношения с конфетно-букетным периодом, яркими эмоциями, ссорами и свадьбой.
Самая известная теория адаптации в эмиграции была представлена Калерво Обергом в 1954 году. Она состоит из 4 этапов — туристический, этап постепенного разочарования, приспособление и этап бикультурализма.
Первый этап адаптации — туристический. Поначалу испытываешь эйфорию от переезда. Фокусируешься на позитивных моментах. Выдыхаешь и расслабляешься после нервного переезда. Этот этап обычно длится непродолжительное время.
На втором этапе, этапе происходит постепенное разочарование, проблемы нарастают. Сравниваешь новое место с родиной. Это происходит из-за стереотипов, с которыми жил у себя дома — сейчас с ними можно столкнуться в реальности и это меняет собственные взгляды. Чувствуешь чужеродность и тоску по старой жизни. Начинаешь задумываться о правильности выбора — может дома всё таки лучше? Ощущения, как будто ты чужой и никогда не сможешь их понять — ты воспитывался по другим моделям, книгам, не понимаешь, как они реагируют на те или иные вещи.
Это состояние доходит до определённого дна, обострение всех негативных эмоций, связанных с переездом. Именно в этот момент многие решают вернуться обратно.
Далее наступает этап приспособления — начинают разрешаться проблемы, которые копились всё это время, появляются первые друзья среди местных, бытовые сложности перестают вызывать затруднения. Начинаешь пробовать что-то новое и отпускаешь привычные вещи.
На последнем, четвертом этапе адаптации, этапе бикультурализма, уже полностью адаптируешься к окружающему миру, появляется много друзей или близких знакомых, легко взаимодействовать с местными, преобладает уверенность в своих силах.
Эмиграция – это сложный путь и не каждому он подходит. Важно взвешивать все минусы этого решения: тоска по родине, нарушенные связи с друзьями и семьей. Но вместе с тем это и новые возможности.
Что нужно для переезда?
В первую очередь определитесь с целью, что именно вы хотите получить, и на какой срок вы собираетесь переехать. А еще крайне важно перед стартом рассчитать финансовую стратегию — сколько денег вам будет нужно, чтобы с комфортом жить в новой стране.
Правильным решением будет, если вы заранее побеспокоитесь о собственном доходе и занятости.
Самый простой способ – это договориться с работодателем из России на удалённую работу, либо взять проекты на фрилансе, и эмигрировать с проектом и доходом на руках.
Среди минусов – российские рубли за рубежом не самая стабильная валюта. Другая серьёзная проблема – санкции на банки. Пока ещё есть способы перевода денег, но из-за новых запретов вы можете остаться средств к существованию.
Второй вариант – найти иностранного работодателя, который готов предоставить удалённый формат работы, либо российского, который выходит на зарубежные рынки.
Можно работать самозанятым или ИП. Такие вакансии есть на hh.ru, vc и в телеграм-каналах. И это, пожалуй, наименее стрессовый вариант для переезда, когда есть работа и вы находитесь за границей, можно спокойно жить, адаптироваться и развивать знания языка.
Третий вариант – поиск проектов на крупнейших фриланс биржах – Upwork и Fiverr. На них нельзя работать с России, но за рубежом вы можете спокойно пользоваться этими сервисами.
Если вы находитесь в России, то можно работать с Freelancer.com. Это не самый простой путь — здесь высокая конкуренция, нужно хорошо оформить профиль, иметь сильное портфолио и уметь писать сильные сопроводительные письма.
Есть и другие способы переехать. Самый надёжный, если у вас есть деньги и время – это эмиграция через образование. Так вы сможете подучить язык, интегрироваться в новое общество и спокойно найти работу.
В некоторых странах разрешено работать во время обучения, например, в Австралии, Новой Зеландии, Канаде и Ирландии вы можете работать 20 часов в неделю во время обучения и 40 часов во время каникул. Я пользовался такой возможностью, когда учился в Австралии.
И наконец, получить job offer от иностранной компании и рабочую визу. Это хард левел, потому что получить их очень сложно. Можно сказать, что это по типу, как вытянуть счастливый билет. Но если вы общаетесь с коллегами на зарубежных площадках, то, наверняка, слышали, что это возможно и крупные компании охотятся за топ-специалистами по всему миру. Нужны крутые скилы, мощное портфолио и, разумеется, высокий уровень владения языком.
30 профессиональных курсов MAED за 9900 руб
Инструменты, чек-листы, инструкции по настройке, алгоритмы работы, шаблоны, идеи, решения и маркетинговые механики
Всё самое необходимое для digital-специалистов, руководителей, предпринимателей, производителей и тех, кто продвигает продукты, товары и услуги в интернете.
Куда переезжать?
При выборе места для жизни и работы нужно отталкиваться от языка, которым вы владеете и понять, насколько востребована профессия digital-маркетолога там, куда вы хотите переехать. По данным Digital Marketing Institute, профессия наиболее востребована в следующих странах:
- 🔻 Канада
- 🔻 Индия
- 🔻 США
- 🔻 ОАЭ
- 🔻 Австралия
- 🔻 Ирландия
- 🔻 Филиппины
- 🔻 Великобритания
При этом самые высокие зарплаты в Австралии и США. Выбирая место, изучите на Numbeo средний уровень жизни в стране, цены на жилье и прочее. Это поможет рассчитать, хватает ли вам денег на бытовые траты с нынешнем курсом валюты.
Пообщайтесь с гражданами страны или теми, кто тоже готовится к релокации. Соцсети и зарубежные форумы вам в помощь. Климат также важный фактор для выбора страны проживания. Например, если вы не переносите жару, то в ОАЭ вряд ли вы будете счастливы и продуктивны.
Как найти работу в новой стране?
Существует много платформ для поиска работы, наиболее известные — Indeed, Monster, Jobstreet и Reed.
Indeed.com — крупнейший агрегатор вакансий с сайтов по всему миру.
Monster — международный портал с огромным количеством реальных вакансий.
На Glassdoor помимо вакансии можно найти отзывы сотрудников и зарплатные вилки.
Список сайтов, где можно искать работу за рубежом я собрал в своём телеграм-канале, ссылка в описании.
- Swipe Files Job Board
- Tyba — платформа, называющая себя «Купидон для карьеры». Предназначена для предоставления молодым профессионалам работы в стартапах.
- Mediabistro – сервис для поиска работы в СМИ (журналисты, редакторы, специалисты по рекламе и PR и др).
Еще сервисы для поиска удалённой работы:
- We Work Remotely
- Remotive.io
- Remote Weekly
- waw.asia – поиск удалённой работы в Азии
Крайне эффективный канал для поиска работы – это LinkedIn. Важно хорошо заполнить профиль, HR-ы могут сами найти вас, написать и позвать на собеседование. Также там есть раздел jobs, где можно искать вакансии и ставить алерты, чтобы рекомендации по запросам потом приходили вам на почту.
LinkedIn – это мощный инструмент для нетворкинга, можно писать напрямую HR-ам или тем, кто работает в компании вашей мечты и просить их сделать реферал — когда резюме попадает специалисту по подбору персонала через человека, уже работающего в компании. Также стоит добавлять HR-ов и маркетологов в контакты, расширяя тем самым базу для нетворкинга. А вот очень полезная ссылка — лист компаний, в которые вам могут дать реферал или теплое интро. Очень ценная шутка.
Лучше брать не количеством, а качеством. То есть не отправлять одно и тоже резюме во все компании подряд, а персонализировать его под вакансию. Составьте список компаний, в которых вы бы хотели бы работать. Им можно писать даже если на сайте не размещены нужные вакансии, звёзды могут сойтись и вас позовут познакомиться поближе.
Как сделать крутое резюме и портфолио, чтобы впечатлить заказчиков и работодетелей?
Курс «Директор по digital-маркетингу» (NIMA-B)
В Азии, Европе и США больше возможностей для развития, но и конкуренция там выше. Поэтому хорошие места достаются самым способным и опытным специалистам.
Получите необходимые знания, навыки и кругозор и научитесь управлять маркетингом по международным стандартам.
В своей сути, поиск работы схож с digital-продвижением. Продукт, который нужно продвинуть и продать – вы сами. А резюме – это ваш лендинг пейдж, цель которого зацепить внимание и получить лид – назначенное собеседования.
В резюме важно не просто перечислять обязанности, а показать основные достижения. Лучше притормозить синдром самозванца и вспомнить все яркие моменты с прошлой работы. Будет преимуществом, если получится прикрепить портфолио с описанием проектов и результата в формате было/стало в формате лендинга или пдф. Особенно, если вы работали на фрилансе.
Отбор чаще всего включает в себя 3-4 раунда собеседований. Первое собеседование проводит эйчар работодателя, затем следует беседа с линейным менеджером, затем с коллегами того же уровня, что и кандидат, затем с сотрудником уровня senior и, наконец, с непосредственным начальником или владельцем компании. Могут попросить решить гипотетический рабочий кейс, составить медиаплан, придумать рекламную кампанию.
К собеседованию нужно хорошо подготовиться – изучить компанию, конкурентов. Во время собеседования важно показать больше кейсов с прошлой работы и разрушить стереотип, что русские никогда не улыбаются.
Чтобы ещё лучше узнать о компаниях, в которых вы хотите работать, свяжитесь с её сотрудниками в LinkedIn. Задайте вопросы об организации, их роли и обязанностях, а также о должности, на которую вы планируете подать заявку. Также можно обратиться к рекрутёрам. Они могут предоставить вам всю соответствующую информацию о компании, включая процесс собеседования, политику переезда и прочее.
Есть ли русофобия
Актуальный сегодня вопрос. Отвечу так — я не сталкивался с примерами русофобии, а скорее наоборот, везде встречал поддержку. Главное быть хорошим специалистом, знать иностранный язык и иметь неплохие софт скилз.
Заключение
Не нужно ничего бояться. Если вы приняли решение найти работу за рубежом, то всё обязательно получится, главное желание и поступательное движение к цели. Работа и жизнь в новой стране — серьёзный вызов, но и бесценный опыт, а также реальная возможность улучшить качество жизни.