От редакции
Читайте историю успеха выпускницы MAED, молодой мамы и опытного маркетолога — Полины Белобородовой. Она рассказывает, как ей удалось справиться с огромным объемом работы в компании по продаже автомобилей, параллельно получить диплом по специальности «Директор по digital-маркетингу», добиться профессионального и карьерного роста и при этом найти необходимое время на воспитание сына.
Спойлер! За несколько лет благодаря работе ее отдела компания выросла в показателях, смогла преодолеть кризис в пандемию и достигла большинства стратегических целей.
Секрет успеха лежит на поверхности: хочешь стать профессионалом — всегда стремись сделать лучше. В маркетинге не существует потолка, в который можно упереться. Развиваться можно и нужно практически не останавливаясь. Лично меня это мотивирует и вдохновляет. Главное, научиться планировать и выстроить правильный тайм-менеджмент — тогда можно добиться всех поставленных целей.
Я занимаюсь маркетингом больше 12 лет, 8 из которых связаны с автобизнесом. Фактически я изучила свою сферу и специальность на всех уровнях — прошла путь с самой первой ступени и до должности топ-менеджера. Думаю, мой пример говорит о том, что случайного успеха не бывает, но возможность расти есть у каждого, кто к этому стремится.
Как я стала руководителем отдела маркетинга
Еще в старших классах поняла, чем хочу заниматься, и после школы поступила в университет на специальность «Маркетинг». С удовольствием отучилась и освоила базу. В ВУЗе дают колоссальный объем теории, но, скажу честно, позже на практике многие вещи пришлось изучать заново.
Начало было положено и с дипломом на руках я устроилась менеджером по рекламе в автосалон. Это был официальный дилер Subaru и здесь я впервые на практике применила свои знания и навыки.
Работала под руководством старших коллег и набиралась опыта в изучении дилерских стандартов и подготовке рекламных кампаний. Шаг за шагом я профессионально росла.
В 2014 году у меня родился сын и это дало мне дополнительную мотивацию развиваться. В декрете я не теряла времени и продолжила изучать диджитал.
Когда я вернулась к работе, у меня был свежий заряд, набор новых решений и готовый план действий в голове. В первый же год после продолжительного декретного отпуска я реализовала несколько крутых и заметных проектов, мы оживили социальные сети, раскачали рекламные каналы и привели в порядок сайт. И здесь опять сработало правило о том, что успех не бывает случайным…
В 2016 году меня пригласили работать бренд-менеджером автомобильных брендов Nissan и Datsun в тогда еще никому не известную компанию “МАРКА”. Здесь я получила больше самостоятельности и возможность попробовать свои силы в диджитал.
Легко не было, приходилось много трудиться, держать голову постоянно включенной и самостоятельно изучать новые инструменты и способы продвижения. Я все время читала профессиональную литературу, интересовалась трендами и опытом экспертов, практиковалась, внедряла и экспериментировала.
Так в 2018 году мою работу заметил один из лидеров рынка в Вологде — федеральный автохолдинг «РРТ» в состав которого входили фирменные автосалоны Nissan, Kia, мультибрендовый центр, и салон, где продавались автомобили с пробегом.
Меня пригласили на позицию руководителя отдела маркетинга и рекламы. Долго думать мне не пришлось — такой шанс нельзя было упускать. И хотя опыта управления отделом у меня не было и задача, которую озвучило руководство была сверхсложная, я согласилась.
Что значит быть руководителем маркетинга
В первые дни и даже недели, пока я входила в должность, изучала бизнес и систему маркетинга компании, было состояние выхода в открытый космос. Нужно было понять, с чем и как работать, систематизировать данные и влиться в процессы. Это был по-настоящему новый для меня вызов, но я была к нему готова.
В моем подчинении оказались четверо сотрудников и у каждого своя сфера задач. А еще предстояло разобраться с работой нескольких десятков подрядчиков. Опыт работы с подрядчиками у меня уже был, а вот строить отношения с подчиненными мне пришлось учиться с нуля.
В экстренном порядке я прошла курсы для руководителей отдела маркетинга и довольно быстро научилась правильно делегировать и управлять работой отдела. Это помогло мне ускорить большую часть процессов.
Параллельно я работала над новой стратегией по развитию системы маркетинга. Предстояло пересобрать посадочные страницы, запустить новые акции и рекламные кампании, настроить аналитику и отчетность, подключить новые каналы, задействовать контент-маркетинг и увеличить базу подписчиков, наладить ремаркетинг и ретаргетинг, поднять SEO сайтов — в общем произвести комплексную оптимизацию системы диджитал-маркетинга.
Все это должно было помочь добиться поставленных планов — увеличить коммерческие и маркетинговые показатели по всем фронтам. Планы были по-настоящему серьезные: увеличение доли рынка по продаже новых автомобилей и автомобилей с пробегом в Вологде и других городах присутствия. Увеличение количества лидов и визитов в салон. Развитие кредитной программы и trade-in. И это самая верхушка. Глубже были цифры по охватам, конверсиям, СРА, ROI, ER и т.д.
Планомерно я запустила процессы в разных направлениях. Были проведены все необходимые исследования по рынку, конкурентам и аудитории. Произвели SEO-аудит страниц, изучили потенциал каналов привлечения. Определили точки роста и составили карту пути клиента для каждого бренда.
Пришлось как следует поработать над позиционированием и оптимизацией рекламных кампаний. Отдельно следует сказать о том, как мы построили работу с соцсетями и подключили видеомаркетинг. У каждого бренда свои аккаунты в разных соцсетях. В итоге получился реально большой объем каналов, которые нужно постоянно вести.
Там мы публикуем полезные вовлекающие посты и делаем публикации для удержания и продаж. Сразу же утвердили стандарты качества публикаций и разнообразили матрицу контента. Добавили видеоролики, которые крутили и в рекламных сетях. Записывали обзоры и делали спецпроекты.
Как делать исследования в маркетинге?
Запускать новый продукт и строить маркетинговую стратегию без информации — это риски для бизнеса, которые требуют больших вложений.
Маркетинговые исследования помогут изучить рынок, поведение целевой аудитории и продумать воронку продаж. Узнайте, как профессионалы исследуют рынок, аудиторию, конкурентов и их результаты — где и какую информацию берут, какие приемы и сервисы для этого используют.
🔬
Круто сработали форматы реалити-шоу в соцсетях по типу @marka.reality или премий @bloger_premia. Суть их в том, чтобы привлечь женскую аудиторию к автомобильным брендам.
Эти «живые» механики мы используем до сих пор и аудитория с удовольствием принимает в них участие. Еще они отлично подходят для организации кросс-маркетинговых акций с партнерами. В общем — реально рабочий и эффективный формат — забирайте, пользуйтесь.
Система онлайн-маркетинга автохолдинга «РРТ» с каждым днем обрастала новыми каналами, инструментами и механиками. Кстати, решение развивать мультиканальное продвижение, вместо того, чтобы сконцентрироваться на каком-то одном канале, например Instagrаm, оказалось правильным.
Когда в 2022 году зарубежные сервисы были заблокированы, многие потеряли основной канал трафика, а у нас довольно неплохо были развиты ВК и Яндекс.Дзен, о возможностях которых после блокировки заговорили большинство экспертов.
Мой совет — не складывать яйца в одну корзину и всегда искать способы масштабировать продвижение.
Зачем руководителю учиться
За первые годы моей работы в автохолдинге «РРТ» качественные и количественные показатели отдела маркетинга выросли. В связи с этим руководство повысило планы на следующий отчетный период и их как-то нужно было выполнять.
Я принялась искать новые решения. Но, чем больше проектов мы запускали, тем понятнее становилось, что мне не хватает системности в работе. К тому же по некоторым направлениям у меня были пробелы, в частности по аналитике, и я приняла решение пройти обучение. Руководство меня поддержало и я стала выбирать курс.
Чуть раньше мне в руки попалась книга Андрея Гаврикова «Интернет-маркетинг. Настольная книга digital-маркетолога». В ней я прочитала про курс «Директор по digital-маркетингу» и эта образовательная программа была как раз тем, что мне нужно — упор на управление, стратегическое планирование, а также аналитику и performance-маркетинг.
Это был самый разгар пандемии и кризис в экономике начинал набирать обороты. Поэтому я хотела выстроить единую систему маркетинга внутри компании, так чтобы все каналы рекламы и продвижения были связаны между собой. Мне нужны были четкие метрики и понятная структурная аналитика, чтобы сократить издержки и использовать имеющийся бюджет максимально эффективно.
А вы готовы стать digital-директором?
Мы разработали интерактивный симулятор профессии digital-директора.
Он поможет понять, какие скиллы вам следует развивать, что подтянуть и как продвинуться вперед по карьерной лестнице. Выполняйте задания и получайте за это медали 🏅
🕹
Обучение началось в марте 2021 года и я со старта погрузилась в процесс. У меня были конкретные задачи и четкие ожидания от этого курса — по каждому учебному блоку я работала именно с этим прицелом.
Все началось с занятий по разработке стратегии digital-маркетинга. Мне было важно пересмотреть собственную стратегию и понять, как собрать все каналы и направления в единую систему. Очень помогли практические занятия, где можно было задать вопрос, например по сегментации аудитории и пути клиента. Советы опытных коллег в будущем помогли принять верные решения и улучшить показатели.
Дальше мы планомерно изучили механики performance-маркетинга и growth hacking. Прошли блок по SEO-оптимизации сайтов и разобрали актуальные приемы контент-маркетинга. К концу лета дошли до сайтостроения и примерно с сентября я стала активно применять полученные знания и навыки в работе.
Серьезный «затык» был с посадочными страницами по мультибрендовому автоцентру. Их показатели оставляли желать лучшего. Здесь был высокий процент отказов и с этим нужно было что-то делать. Стали изучать Я.Метрику и выяснили, что первый экран лендинга мультибрендового салона совершенно нецелевой, УТП не видны и бьют мимо запросов аудитории, контакты и кнопка связи не видны. Были и другие слабые места. Процент отказов превышал 40%. После того, как мы пересобрали посадку, оптимизировали описание и улучшили навигацию, процент отказов упал до нормы в 21%. Все это вместе с преподавателями мы подробно разбирали на практических занятиях.
Понравилось, что была классная и качественная обратная связь от кураторов. Если что-то не понятно — пишешь в чат и тебе отвечают. Описываешь проблему и всегда знаешь, что в нее вникнут и помогут. Часто на вопрос присылали методички, инструкции или ссылки.
К концу обучения я собрала отдельную папку на рабочем столе, которую называю «индивидуальной шпаргалкой, где собраны все самые полезные и нужные для меня материалы. Кстати, я до сих пор ей пользуюсь.
Как я стала digital-директором
Обо всем, что было сделано во время учебы, рассказать подробно в одном кейсе не получится. Вместе с коллегами и под руководством наставников MAED мы выполнили огромный объем работы в самых разных направлениях: были переработаны скрипты для call-центра, настроены чат-боты и подключен конверсионный чат-лендиг, запущены процессы по сквозной аналитике, оптимизирована таргетированная реклама и работа с базой клиентов, улучшены посадочные страницы и многое-многое другое. В то время я спала по 5 часов в сутки, но старалась все успеть.
Как раз с сентября сын пошел в первый класс, и я забирала его после работы. Занималась с ним до 9 вечера, потом укладывала его спать и шла учиться до часу ночи. Утром вставала в 6 часов, везла его в школу, а сама — на работу.
Мои труды были вновь вознаграждены. Показатели компании пошли в рост и к концу 2021 года наш отдел и отдел продаж перевыполнили планы. Каналы стали приносить больше трафика и продаж, а реклама и посадки стали круче конвертить. В несколько раз увеличился поток клиентов с нерекламных источников — и так далее почти по всем направлениями.
Еще до окончания обучения мне поступило предложение стать директором по digital-маркетингу всего холдинга. И теперь я имею еще больше ответственности и возможностей принимать решения. Думаю это не предел для развития и мне есть куда стремиться. Впереди новые проекты, новые планы и цели. В конце-концов, как только ты остановишься в развитии, ты перестанешь быть маркетологом.
Последний проект, который я реализовала уже в должности директора — продажа автомобилей с пробегом доставкой в другой город. Нестандартная задача, которую пришлось выполнять с нуля. Видимо, новая должность дала мне сил, и я за очень короткий срок, по крайней мере раньше мне бы потребовалось гораздо больше времени, выполнила свои задачи.
Разработала концепцию услуги — четко и без лишних сомнений доработала уже существующий сайт. Собрала ТЗ для подрядчиков, определила для них KPI и запустила в работу. Составила презентацию и разработала РК, для продвижения проекта в информационном поле. Неожиданно, все было сделано четко и мы обошлись без долгих правок. Наверное, это профессионализм, а может быть и удача, которая, как мы уже говорили, не приходит просто так.
А еще я поняла, что обучение управлению маркетингом — было очень своевременным и правильным решением. Какую же мотивацию мне нужно было бы поддерживать и на протяжении какого времени, чтобы самостоятельно дойти до того уровня, к которому я пришла.
Мой совет всем маркетологам, которые сомневаются, нужно ли проходить профессиональные курсы — не тратьте время и силы впустую, а лучше направьте энергию на достижения и используйте возможности, которые открывает вам профессиональное обучение и опыт больших мастеров.
Хотите знать больше об управлении проектами, глубоком маркетинге и реальном продвижении бизнеса в России?
Пройдите углубленный курс «Директор по digital-маркетингу» и вы научитесь комплексному продвижению коммерческих проектов в интернете, соберете портфолио и начнете зарабатывать прямо во время обучения.