В России и в Украине есть программа, которая по многим параметрам близка к программе NIMA. И даже несколько на нее похожа. Это программ CIM — Charger Institute of Marketing, британский королевский институт маркетинга.
Он также ведет экспансию на зарубежные рынки, у него есть программы в России и Украине. Это точно так же обучение маркетингу по зарубежным пособиям и сдача квалификационного экзамена. Отличия состоят в том, что, во-первых, сертификат CIM признается только в Великобритании и странах Британского Содружества. Их немало, но, честно говоря, связи нашего бизнес-сообщества, особенно наших маркетологов с Британией очень слабенькие. Это вот финансисты — они с британскими банками и британским бизнесом очень тесно взаимодействуют. В маркетинге такого тесного взаимодействия нет. На моем веку, за 11 лет академического директорства я видел аж двоих маркетологов, которые имели возможность или планировали продолжать свою карьеру маркетолога в Британии.
Что еще более ограничивает спрос на обучение CIM — это то, что в отличие от NIMA, которое локализует программу, приглашая местных тренеров и экспертов, CIM как раз использует только тренеров и экспертов, которых он сам подготовил. То есть, к вам приходит в аудиторию не тренер, который знает местные условия, а тренер, которого вам привезли, за ваши же деньги. Приезжает такой вот «породистый» англичанин и на хорошем английском языке проводит занятие.
И третья, связанная с этим, особенность состоит в том, что там программа англоязычная. NIMA адаптирует программу либо под местные языки, либо под язык, который лучше понимается, чем английский. CIM не адаптирует свои программы, это англоязычная программа. Возможно, для целого ряда потребителей это плюс. То, что они привозят английских тренеров и активно используют свои оригинальные пособия и учебники — преимущество CIM’а в том, что у них есть своя обширная библиотека учебных пособий на английском языке — приводит к тому, что программа, вообще говоря, очень дорогая. Она в 2, 2,5, а в некоторые годы в 3 раза дороже, чем программа NIMA.
Получается, что CIM точно так же предлагает квалификационный экзамен и диплом, который признается на международном уровне, но этот диплом, так же как и диплом NIMA, не универсален. Нельзя сказать, что он юридически признается во всех странах мира. В тех странах, где он признается, обычно очень небольшое количество маркетологов имеют возможность развивать свою карьеру. Программа англоязычная: не только задания не адаптированы, но и экзамен не адаптирован под местный язык. То есть программа на иностранном языке и экзамен на иностранном языке, и все это дорого стоит. И, если я правильно помню, CIM’овская программа еще и дольше по времени. Мы можем отучить человека за полгода. В России сейчас нет очной программы, а в Украине мы все время проводим очные программы: 12 недель, 6 рабочих уикендов — и человек готов сдавать экзамен. Это не очень много как для программы такого объема.
Получается, что программа NIMA компактная, она дает возможность получить диплом, который признается в странах Евросоюза и в целом ряде других стран. С ними чаще связаны бизнес-интересы наших маркетологов. Она на доступном языке, экзамен на доступном языке, и она дешевле.