Есть что рассказать?
Последняя новость или рассказ о своем продукте/услуге?
А может вы сделали необычное открытие и хотите, чтобы люди об этом узнали? Или, например, вам нужно пройти практику, распространить ценную информацию или повысить экспертность и дать комментарий на актуальную тему?
Напишите нам на почту press-room@maed.ru
Наши кураторы и редактор помогут сделать материал, ответят на ваши вопросы и подскажут, что делать

SWOT-анализ: что это такое и как его провести

SWOT-анализ — инструмент стратегического планирования, который оценивает перспективы проекта или компании по четырем направлениям: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы.
SWOT анализ
Надежда Галченко
Поделиться
Прочесть позже (0)

Метод был создан в 1960-х в Стэнфордском университете США группой ученых под руководством Альберта Хамфри. Позже вышла книга, посвященная этому методу, — «SWOT-анализ», где его подробно описал Джесси Рассел.

Название анализа — аббревиатура: S (Strengths), W (Weaknesses), O (Opportunities), T (Threats). Метод удачно сочетает в себе как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на успех.

К сильным и слабым сторонам предприятия относятся его структура, методология, эффективность, количество продаж, работа команды, маркетинг. К возможностям и угрозам — внешние факторы: состояние экономики, политики, спрос на продукт, новые законы, силы конкуренции.

Матрица SWOT-анализа представляет собой таблицу из четырех основных квадратов, где каждый из них отражает определенный аспект:
  1. Сильные стороны (Strengths)внутренние характеристики компании, которые дают ей преимущества на рынке. Это могут быть уникальные ресурсы, технологии, опыт, репутация и так далее.
  2. Слабые стороны (Weaknesses)внутренние недостатки, которые могут мешать развитию компании. Например, нехватка ресурсов, слабые процессы, недостаточная квалификация персонала.
  3. Возможности (Opportunities) — внешние факторы, которые компания может использовать для роста и развития. Это могут быть рыночные тренды, новые технологии, изменения в законодательстве и др.
  4. Угрозы (Threats) — внешние факторы, которые могут негативно повлиять на компанию. Например, конкуренция, экономические кризисы, изменения потребительских предпочтений.
Структура матрицы:
Сильные стороны Слабые стороны
Возможности Угрозы
Важные особенности матрицы:
  • верхний ряд содержит фактические данные о компании
  • нижний ряд включает потенциальные возможности и угрозы
  • все элементы взаимосвязаны и влияют друг на друга
  • матрица должна регулярно обновляться
Практическое применение — четыре этапа:
  1. Заполнение каждого квадрата конкретными пунктами.
  2. Анализ взаимосвязей между элементами.
  3. Определение приоритетных направлений развития.
  4. Разработка стратегии на основе полученных данных.
Метод подходит:
  • для оценки бизнеса любого размера
  • персонального анализа
  • стратегического планирования
Результаты анализа используются:
  • для расстановки приоритетов
  • назначения ответственных
  • определения необходимых ресурсов
  • установления сроков реализации
Важно помнить, что SWOT-анализ — это инструмент, требующий регулярного обновления и пересмотра в связи с изменениями внешней и внутренней среды компании.

Как выполнить SWOT-анализ

Чтобы провести SWOT-анализ, составьте простую таблицу 2 × 2: сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы.

Лучше всего, если анализ сделают несколько отделов независимо друг от друга, например, продажи, логистика и маркетинг. Потом должна быть стратегическая сессия, на которой результаты обсудят и выведут общую таблицу. 

Главная особенность SWOT — абсолютная честность. Лучшим решением станет приглашение независимого специалиста для объективной оценки ситуации.

В сильные стороны продукта бренда или компании входят качества, которые помогают отстроиться от конкурентов. Для их определения задайте себе следующие вопросы:

  • есть ли у вас преимущества относительно конкурентов?
  • существуют ли уникальные технологии, которые используете только вы и больше никто?
  • какие процессы вы наладили и довели до идеального состояния?
  • почему, как вы думаете, клиенты и покупатели останавливаются на вашем товаре?

Колонку с недостатками заполняйте, отвечая себе на следующие вопросы:

  • что в продукте лучше у ваших конкурентов?
  • что ваши клиенты пишут в негативных отзывах?
  • в каких ресурсах (материальных, временных) нуждается компания?
  • что мешает расти?

В колонку возможностей вносите те события или явления внешней среды, которые могли бы стать толчком для развития:

  • что в будущем может позитивно повлиять на бизнес?
  • появились ли новые тенденции в вашей сфере?
  • есть ли спрос и ожидаете ли вы в нем подъема?

Угрозы — это внешние события, которые негативно влияют на бизнес и никак не зависят от вас. К угрозам также относится конкуренция, при этом обращайте внимание в том числе и на мелкие проекты, которые могут развиться в крупный бизнес.

«Ирония в том, что в попытке превратиться в отраслевого лидера фирма в конечном счете станет преследователем, если будет тесно связана с нынешними конкурентами» — Н. Лебедева, «Конкурентный анализ в бизнесе».

 

Помните, что угрозы для одной компании иногда увеличивают возможности другой.

Яркий пример — пандемия 2020 года, которая почти полностью уничтожила отрасль кинотеатров, но привела к взлету индустрии онлайн-кинотеатров.

  • Какие нововведения вы видите в индустрии?
  • Какие новые законы влияют на деятельность?
  • Какие новички вышли на рынок и показывают себя как ваши будущие конкуренты?
  • Не снижается ли спрос и интерес?
  • Как влияют на доходы политика и экономика?
  • Есть ли заменители вашего товара?

Виды SWOT-анализа

1 — Количественный SWOT анализ

Количественный SWOT-анализ — это базовый метод оценки влияния внутренних и внешних факторов на компанию, который включает перечисление важных аспектов, перспектив и угроз без глубокого анализа или интерпретации.

Основные правила проведения количественного SWOT-анализа:

  1. Использование только достоверных данных о вашей компании.
  2. Учет характеристик рынка, на котором работает или планирует работать компания.
  3. Подробное описание всех пунктов с учетом местоположения, законодательства и экономической ситуации.

Преимущества количественного SWOT-анализа:

  • прост в проведении
  • быстрое получение результатов
  • не требует привлечения экспертов
  • помогает получить общую оценку текущей обстановки

Ограничения метода:

  • недостаточная глубина анализа
  • не подходит для долгосрочного планирования
  • не позволяет найти причинно-следственные связи
  • не дает конкретных решений для выявленных проблем

Количественный SWOT-анализ лучше всего использовать:

  • для первоначальной оценки ситуации
  • быстрой диагностики положения компании
  • общей оценки рыночной среды
  • выявления явных сильных и слабых сторон

Для более глубокого анализа рекомендуется использовать качественный или корреляционный виды SWOT-анализа, которые позволяют найти взаимосвязи между факторами и разработать конкретные стратегии развития вашей компании.

2 — Качественный SWOT анализ

Качественный SWOT-анализ — это углубленный метод стратегического планирования, который включает в себя элементы количественного анализа, но отличается экспертной оценкой ключевых показателей конкурентоспособности бизнеса. Основные характеристики качественного SWOT-анализа:

  • Комплексный подход к исследованию:
  • анализ внешней макросреды (PESTEL-анализ, включает в себя анализ политических, экономических, социальных, технологических, экологических и правовых факторов)
  • оценка внешней микросреды (анализ конкурентных сил по пяти направлениям: внутриотраслевой конкуренции, действиям конкурентов на рынке, продуктам-заменителям, рыночной силе поставщиков и потребителей)
  • исследование внутренней среды компании

Особенности проведения:

  • привлечение профильных специалистов и экспертов
  • формирование средней оценки по каждому параметру
  • работа с представителями всех ключевых подразделений
  • оценка ситуации с точки зрения целевой аудитории

Преимущества:

  • ранжирование факторов по степени значимости
  • точная оценка потенциальных рисков
  • выявление критических уязвимостей
  • возможность корректировки базовой стратегии
  • определение приоритетных направлений развития

Недостатки:

  • требует значительных временных затрат
  • необходимость привлечения экспертов
  • высокие затраты на проведение

Области применения:

  • оценка приоритетных направлений развития компании
  • исследование возможностей расширения рынка
  • анализ потенциального расширения ассортимента
  • планирование выхода на новые рынки
  • оценка новых конкурентных ниш

Практическое применение:

  • определение наиболее эффективных направлений развития и точек роста
  • оценка готовности компании к изменениям
  • планирование маркетинговых стратегий
  • разработка конкурентных преимуществ
  • минимизация рисков при принятии стратегических решений

Качественный SWOT-анализ является более глубоким и информативным инструментом по сравнению с количественным, но требует значительных ресурсов для его проведения. Его результаты позволяют принимать более взвешенные стратегические решения и разрабатывать эффективные планы развития бизнеса и новые бизнес-процессы. Приведем пример качественного SWOT анализа. Возьмем продукт — косметическую сыворотку для лица. Разберем все качества продукта и каждому качеству присвоим удельный вес — значимость. Удельный вес — от 0,1 (самый низкий) до 0,3 (самый высокий, важный). Оценку каждому фактору выставляем по пятибалльной шкале. 

3 — Корреляционный анализ

Наиболее сложный вид SWOT-анализа рассматривает взаимосвязи между:

  • сильными сторонами и возможностями
  • сильными сторонами и опасностями
  • слабыми сторонами и возможностями
  • слабыми сторонами и опасностями

Эти связи заносятся в таблицу. Они позволяют выяснить, что дают ваши конкурентные преимущества и могут ли слабые стороны обернуться выгодой впоследствии. 

На нашем примере с сывороткой матрица решений будет выглядеть так:

Пример кореляционного SWOT анализа

Кому подходит или не подходит SWOT-анализ

SWOT-анализ подходит:

  • производственным и торговым компаниям
  • IT-компаниям
  • финансовому сектору
  • образовательным организациям
  • сфере услуг

SWOT-анализ не подходит:

  • Компаниям в быстро меняющихся условиях. Например, криптовалютным организациям и тем, что не успевают за динамическими изменениями рынка.
  • Креативным проектам, где важнее творчество, а не системность и где сложно прогнозировать результаты.
  • Монополистам, потому что нет необходимости анализировать конкурентов и нет смысла детально изучать рыночные угрозы.

Преимущества и недостатки SWOT

Преимущества SWOT

Универсальность применения:

  • подходит для различных сфер экономики, маркетинга и управления
  • может использоваться для анализа объектов любого уровня (от продукта до страны)
  • Гибкость методики — применим как  для стратегии, так и для оперативного контроля.

Практическая ценность:

  • помогает эффективно использовать сильные стороны организации
  • анализ показывает критические угрозы для разработки мер защиты
  • помогает определить оптимальные ресурсы для достижения целей

Простота использования:

  • не требует узкопрофильного образования
  • наглядность в применении
  • доступность для понимания

 

Недостатки SWOT

Ограниченность модели:

  • отражает только общие цели и факторы
  • не предоставляет конкретных мероприятий по достижению целей
  • Методологические ограничения  часто ограничивается простым перечислением факторов.

Ресурсоемкость:

  • требует большого объема данных
  • необходимость временных и финансовых затрат

Субъективность:

  • высокая зависимость от позиции и знаний исследователя
  • преимущественно качественное описание результатов

Как использовать результаты SWOT-анализа

Проведя анализ, можно создать стратегию развития, придумать рекламную кампанию, составить контент-план. В примере с сывороткой есть два направления работы — снижение себестоимости, оптимизация расходов и работа над самим продуктом.

Это поможет расширить географию продаж, сократить издержки и улучшить товарные качества. В дальнейших планах — онлайн-магазин для российского рынка с доставкой по всей стране. 

Курс «Интернет-маркетолог»

Хотите понять, как делать эффективный анализ для всех видов бизнеса на разных площадках — для соцсетей, мессенджеров, блогов, почтовых рассылкок? Чтобы привлекать максимум потенциальных клиентов и получать больше продаж?

Пройдите курс «Интернет-маркетолог» и получите системные знания и необходимые навыки. Опытные маркетологи крупных компаний и руководители digital-агентств помогут в этом и на практике научат работать с контентом, планированием, сервисами автоматизации, рекламными кампаниями и другими инструментами.

Хотите быть в курсе последних новостей и трендов из мира интернет-маркетинга? В числе первых узнавать о новых digital-инструментах и маркетинговых механиках, а также получать советы и лайфхаки от реальных профессионалов — маркетологов крупных компаний и практикующих топ-экспертов?

Подписывайтесь на наши каналы в VK (@marketing.education) и Telegram (@maed_online_marketeer) и получайте в свою ленту новостей самую актуальную, проверенную, интересную и полезную информацию о digital-продвижении. Наши инструкции, чек-листы, исследования, уроки, кейсы, подборки, инфографики, эксклюзивные материалы и, конечно же, МЕМЫ — помогут вам прокачаться, найти новые идеи, расширить профессиональный кругозор и быть в теме. А еще подписчиков ждут специальные бонусы от MAED и партнеров.

25.09.25Рубрики: Предпринимателям, Маркетологам, аналитика, маркетинг
12
0
Прочесть позже (0)
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии